Памятка родителям-прихожанам о подготовке детей ко Святому Причастию

Ребенку необходима помощь в его сознательном вхождении в жизнь Церкви Христовой. Мы учимся веровать, надеяться и любить на протяжении всего своего жизненного пути. Очень важно привить юному христианину любовь к молитве, Священному Писанию, церковным правилам и богослужению, так как это именно тот фундамент, на котором строится все здание христианской нравственности.

Причастие Святых Таин Христовых является непостижимым для разума действием любви Божией, без которой невозможна духовная жизнь.

Залогом благоговейного отношения к этому Таинству является семейная атмосфера, в которой совершается подготовка к Его принятию.

Молитва

Родителям было бы полезно следовать предлагаемым советам:

  1. Молитвы утренние и вечерние лучше совершать вместе с ребенком, причем свое взрослое правило (правилом называется определенное количество молитв, которыми ежедневно молится человек) можно прочитывать отдельно;
  2. Детское молитвенное правило должно быть посильным для ребенка и устанавливать его следует по совету священника.

Например:

До 4 лет:

  • Утро: «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся» и молитва Ангелу-Хранителю;
  • Вечер: то же, но вместо «Богородице Дево, радуйся» — «Достойно есть».

От 4 до 6 лет

  • Уместно добавить молитву о родителях и родных и близких.

От 6 до 8 лет

  • Прибавить в правило «Царю Небесный» и «Трисвятое по Отче наш».

От 8 до 10 лет

  • Прибавить: в утреннее правило — «Символ веры», «Воставше от сна…», «Слава: От одра и сна…», «И ныне: Внезапно Судия…»;
  • в вечерние правило — «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…», «Слава…», «И ныне…»;
  • во время Великого поста — «Господа и Владыка живота моего…».

После 10 лет

  • Можно постепенно увеличивать детское правило, прибавляя по 1-2 молитвы из общего правила;

Начиная с 12-14 лет

  • При подготовке к причастию можно прибавлять чтение канона ко Святому Причастию (утром), причем количество молитв лучше увеличивать постепенно.

Данная рекомендация является условной и не имеет характера жесткого предписания. Цель – постепенно приучить ребенка к молитве, чтобы это стало его потребностью.

Исповедь

Важный момент подготовки ко Святому Причастию – исповедь. Желательно в течение недели перед отходом ко сну напоминать ребенку о том, что он в воскресенье пойдет исповедоваться и причащаться, и помочь ему осознать свои грехи, чтобы покаяться. Для этого можно вспомнить вместе с ним Заповеди Божии и Заповеди Блаженства и предложить ему подумать о чем он в связи с услышанным будет говорить на исповеди.

Пост

Детский пост – это в первую очередь осознание ребенком необходимости добровольного самоограничения в развлечениях и пище. Пост не должен вызывать протест. В тех семьях, где постится вся семья (не только в пище, но и в образе жизни), проблем не возникает.

  • До 7 лет, как правило, дети могут употреблять скоромную пищу, но следует ограничивать себя в лакомствах.
  • После 7 лет – однодневный (двухдневный или трехдневный) пост в пище перед Святым Причастием, как правило, не представляет проблем.
  • С 12-14 лет молодой христианин вполне может соблюдать как многодневные посты, так и однодневные. Дети, имеющие заболевания, питаются по той диете, которую предписывает врач.
  • С 3-4 лет  дети приступают ко Святому Причастию натощак.

Правильно поступают те родители, которые перед тем как причастить младенца, сами молятся так, как если бы причащались они.

Детям следует знать, что в храм Божий следует приходить в опрятной, приличной святому месту одежде. Одежда не должна быть вызывающей. Не следует одевать спортивную одежду. Длина юбок, платьев и рукавов не должна быть короткой.

Во время выхода священника со Святыми Дарами причастники делают поясной поклон и внимательно слушают слова читаемых священником молитв, повторяя их про себя. После прочтения молитв, сложив руки на груди крестообразно (правая поверх левой), чинно, не теснясь они подходят ко Святой Чаше. У Чаши креститься не следует, чтобы случайно ее не задеть. Вслух назвав свое имя, причастник, раскрыв уста (рот), принимает Святые Дары – Тело и Кровь Христовы. По причащении диакон или пономарь отирают причастнику уста платом, после чего он целует край Святой Чаши и отходит к столику, где принимает запивку (теплоту).

После принятия теплоты причастники из храма не уходят и молятся со всеми до конца богослужения.