Великий Пост

Великий пост

Пост Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы называется Великим постом по особой важности его установления.

Он установлен главным образом в память 40-дневного поста Иисуса Христа, вскоре после Своего крещения удалившегося в пустыню и постившегося там (Мф. 4:2), а также 40-дневного поста Моисея (Исх. 34:28) и Илии (3Цар. 19:8).

Великий пост — самый главный и строгий среди постов. Начинается он за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (40 дней) иСтрастной седмицы (недели перед Пасхой).

Четыредесятница установлена в подражание Самому Господу Иисусу Христу, постившемуся в пустыне 40 дней, а Страстная седмица – в воспоминание последних дней Его земной жизни, страданий, смерти и погребения. Таким образом, общая продолжительность Великого поста вместе со Страстной седмицей составляет 48 дней.

Древние христиане соблюдали Великий пост с особой строгостью, воздерживаясь даже от вкушения воды до девятого (третьего по полудни) часа дня. Пищу вкушали после девятого часа, употребляя хлеб и овощи. Запрещались мясо, молоко, сыр, яйца (Правило 56 VI Вселенского Собора).

Особо строгий пост Православная Церковь предписывает в своем Уставе хранить в первую и Страстную седмицы.

В понедельник и вторник первой седмицы предписывается соблюдать высшую степень поста. В остальные седмицы поста, кроме суббот и воскресений, —сухоядение, то есть пища без масла. В субботние и воскресные дни разрешается сваренная пища с елеем (растительным маслом). Рыба разрешается всего два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля), если праздник не выпадает на Страстную седмицу, и на Вход Господень в Иерусалим(Вербное воскресенье, 24 апреля). В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра. Если строго следовать уставу, торастительное масло разрешается только по субботам (кроме субботы на Страстной седмице) и воскресеньям.

Церковь строго осуждает нарушающих Великий пост, но, действуя в духе любви и милосердия Божия, не возлагает правил пощения во всей полноте на детей, больных, немощных и престарелых, не отчуждает их от участия в радости причащения и Пасхи. Но немощные телом, как и здоровые, обязаны во время Великого поста творить дела любви и милосердия и, равно как и в другие посты, хранить духовный пост от грехов.

Православная Русь свято чтила Великий пост. В этот день разом смолкали все песни, оскудевал только что ломившийся от вкусных и обильных яств стол. Принятый на себя, как подвиг, добровольно, для спасения души пост просветляет душу, дает новые силы и открывает путь на небо, к Богу. Потому так радостно откликается душа на призыв Церкви к покаянию.

В 2016 году Великий Пост длится с 14 марта — 30 апреля.

«Чистый Понедельник» (14 февраля)

Первый день Великого Поста также называется Чистым Понедельником. Это нецерковное название происходит от стремления провести первый день поста в чистоте. Верующие стараются воздерживаться от пищи, усерднее молиться, бороться с греховными страстями. На Руси существовал обычай в этот день чистить дом от «духа масленицы» и ходить в баню, то есть наводить физическую (телесную) чистоту. Духовное очищение обычно совершалось накануне — в день Прощёного воскресения.

В «Чистый понедельник», как и в последующие 2 дня, практикуется очень строгий пост. По самым строгим канонам, в этот день нужно полностью воздержаться от пищи. Либо можно поесть 1 раз (желательно вечером), не вкушая при этом масла и вареной пищи.

ОСОБЕННОСТЬ ВЕЛИКОПОСТНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ

В Великий Пост литургии совершаются только по субботам и воскресеньям (в понедельник, вторник и четверг литургия не совершается). По средам и пятницам совершается литургия Преждеосвященных Даров — само название этой службы говорит о том, что на ней происходит причащение Святыми Дарами, освященными в предыдущее воскресенье.

В первую седмицу Великого поста, не бывает поминовения усопших и не совершается празднование памяти святых.

В храме – и черные облачения, и особый постовой распев песнопений – призывают к покаянию, изменению греховной жизни. Постоянно звучит молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», которую все молящиеся совершают с земными поклонами.

Первые четыре дня Великого поста вечером в православных храмах читается великий покаянный канон преподобного Андрея Критского – вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца. Православные люди всегда стараются не пропустить эти службы, поразительные по силе воздействия на душу.

В пятницу первой седмицы после литургии происходит освящение «колива»(отваренной пшеницы с медом), в память святого великомученика Феодора Тирона. Этот святой явился во сне Антиохийскому епископу Евдоксию. Он открыл ему тайное приказание императора Юлиана Отступника окропить кровью идоложертвенных животных все съестные припасы и повелел в течение недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом.

СТРУКТУРА ВЕЛИКОГО ПОСТА

Календарь Великого Поста_(3)

Структуру Великого Поста образуют в первую очередь его воскресенья – «недели», по терминологии богослужебных книг. Порядок их таков:

Торжество Православия, свт. Григория Паламы, Крестопоклонная, Иоанна Лествичника, Марии Египетской, Вербное воскресенье.

Каждое из них предлагает нам свои темы, которые отражены в богослужебных текстах самого воскресенья и всей последующей недели (по-церковнославянски– седмицы). Седмица может называться по предыдущему воскресенью – например, Крестопоклонная седмица по Крестопоклонному воскресенью, третьему воскресенью поста.

Первая Неделя Великого Поста (20 марта)

Неделя первая Великого поста посвящена Торжеству Православия. Празднование это было установлено по поводу окончательной победы Святой Церкви над иконоборческой ересью. В это день, после литургии, в храме совершается особый чин – чин торжества Православия. Этим чином Церковь анафематствует, то есть отлучает от единения с собой еретиков, врагов Православия, и славословит его защитников.

Вторая Неделя Великого Поста (27 марта)

Неделя вторая чествует память святителя Григория Паламы. Он известен как обличитель ереси Варлаама, отвергавшего православное учение о нетварном свете.

Третья Неделя Великого Поста (3 апреля)

Неделя третья Великого поста – Крестопоклонная. На этой неделе прославляется святой Крест Господень. Для поклонения и духовного подкрепления проходящих подвиг поста Крест выносится из алтаря на середину храма. Следующая за Крестопоклонной неделей седмица носит такое же название, а еще называется Средокрестной, поскольку в среду Великий пост достигает своей середины.

Четвертая Неделя Великого Поста (10 апреля)

Неделя четвертая Великого поста предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице преподобного Иоанна Лествичника, автора «Лествицы».

В среду на пятой седмице совершается всенощное бдение с чтением Великого покаянного канона Андрея Критского и жития преподобной Марии Египетской. По этой особенности она называется Андреевским стоянием, или стоянием Марии Египетской. На первой неделе Великий канон делился на 4 части, а на пятой читается весь целиком, за один раз. В этом можно видеть определенный смысл. На первой неделе канон читается по частям, «для разгона», а во второй половине Поста чтение повторяется с учетом того, что труд поста и молитвы уже стал привычным, люди «натренировались», стали сильнее и выносливее.

В субботу этой же седмицы совершается пение акафиста Пресвятой Богородице, которое установлено в благодарность за избавление Ею Царьграда от врагов.

Пятая Неделя Великого Поста (17 апреля)

Неделя пятая Великого поста посвящена прославлению подвигов преподобнойМарии Египетской.

Суббота перед праздником Входа Господня в Иерусалим именуется Лазаревой. В этот день вспоминается воскрешение праведного Лазаря, которое совершил Господь Иисус Христос в доказательство Своей Божественной силы и в знамение нашего воскресения. Лазарево воскрешение послужило поводом к осуждению Спасителя на смерть, поэтому с самых первых веков христианства установлено было совершать память этого великого чуда перед самой Страстной седмицей.

Шестая Неделя Великого Поста (24 апреля)

Неделя шестая Великого поста называется «Неделей ваий», в просторечии –«вербным воскресеньем» (или Цветоносным), и празднуется «Вход Господень в Иерусалим». Ветви ваий (пальмовые ветви) у нас заменяются вербами, так как верба ранее других ветвей дает почку. Обычай употреблять вайи в это праздник имеет свое основание в обстоятельствах самого события входа Господня в Иерусалим. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его как Победителя ада и смерти, держа в руках “знамение победы” – цветущие вербы с возжжеными свечами.

Страстная седмица (25 — 30 апреля)

После Вербного воскресенья наступают Великие дни, или Страстная седмица. В храме читают Евангелие Страстей Христовых (Страданий Христовых), как Он был предан Иудой Искариотом, взят под стражу, бичеван и распят на Кресте. Пост на этой седмицы, как и на первой, строгий (то есть без масла). А в Великую Пятницу (29 апреля) – в день всеобщей скорби о распятом Спасителе – принято не вкушать никакой пищи до окончания богослужебного чина погребения Плащаницы Господа, то есть особого покрывала с изображением Христа, лежащего во гробе. Каждый день седмицы имеет название – Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д. В эту неделю верующие начинают готовиться к Пасхе и стараются чаще посещать храм.

В Страстную седмицу, как и в первую седмицу Великого поста, не бывает поминовения усопших и не совершается празднование памяти святых, так как вся седмица посвящена исключительно воспоминанию страданий и крестной смерти Господа.

Из всех дней последней седмицы особенно выделяется «Великий Четверток» (28 апреля). Этот день установлен Церковью в воспоминание Тайной Вечери, на которую Иисус Христос собрал Своих учеников в первый день иудейской пасхи. Иисус Христос сам установил таинство Причащения в этот день. Христиане, искренне покаявшись на исповеди, с чистой совестью приступают к Чаше Господней