Вход Господень в Иерусалим

Всенощное бдение

Божественная Литургия

О Входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до Его крестных страданий повествуют все четыре евангелиста (Мф. 21:1–11; Мк. 11:1–11; Лк. 19:28–44; Ин. 12:12–19).

После чудесного воскрешения Лазаря за шесть дней до Пасхи Иисус Христос собрался для празднования ее идти в Иерусалим. Многие из народа с радостным чувством и торжественно последовали за Ним, Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Его почитал  народ, задумали убить Его, а также и воскрешенного Им Лазаря «потому что ради него многие из иудеев приходили и веровали в Иисуса» (Ин. 12:10–11).

Но произошло неожиданное для них: услышав, что Иисус идет в Иерусалим «многие постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! Благословен Грядущий во имя Господне! Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! Осанна в вышних!» (Мк. 11:8–10).

Уверовав в могущественного и благого Учителя, народ готов был признать в Нем Царя, Который пришел освободить Его.

Праздник Входа Господня в Иерусалим вследствие употребления в этот день ваий (пальмовых ветвей) называется также Неделей ваий.

Этот праздник на Руси называется еще Вербным воскресением, так как вайи заменяются вербой, которая раньше других деревьев пробуждается после зимы. Стояние с этими ветвями и зажженными свечами – это воспоминание торжественного Входа Царя Славы на вольные страдания. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как Победителя ада и смерти.

В воскресенье вечером во время богослужения мы слышим тексты о наступлении Страстной, или Великой, седмицы.

Праздник Входа Господня в Иерусалим является переходящим и празднуется всегда в воскресенье, предшествующее Пасхе.