Христос рождается, чтобы возвратить человека в рай

Одно из свойств Божиих говорит нам о том, что Бог, будучи Любовью, создал человека по Своей любви. Он захотел, чтобы и тварь, и человек приобщились к этой великой Божией любви. Второе Лицо Святой Троицы, по любви, воплощается, становится Человеком, чтобы спас­ти человеческий род. Бог дает человеку возможность обожения — соединения с Ним через Таинства Святой Церкви. А Святая Церковь есть Тело Его, и только в ней происходит единение человека с Богом.

Святой Афанасий Великий говорил: «Сын Божий стал Человеком, чтобы мы через Него стали богами». В этом действии Сына Божия проявляется величайшая любовь Бога Отца к роду человеческому и воссоздается в людях образ Божий, потерянный и оскверненный грехом. Своим непослушанием, грехопадением люди стали смертными. От греха, проклятия и смерти спасает человеческий род Господь Иисус Христос. Для этой цели Он стал Богочеловеком, приняв на Себя тело человеческое, способное умереть. И, оставаясь при этом нетленным Богом, Он принес Свое Тело смерти, спасая человеческий род от нее. Святой Афанасий Великий говорил: «…что Сын, или Слово Божие, не был связан с Телом, но скорее держал его. Он был в Теле, живя как Человек, и в одно­часье все животворил, как Бог Слово, а также, как Бог Сын, всегда сосуществовал с Богом Отцом». Сын Божий освящал Собой Тело, принятое от Девы Марии, и Своей нетленностью животворил это смертное Тело, подобно солнцу, которое не загрязняется при касании земных вещей и нечистот и не исчезает в присутствии тьмы, но само все освящает, очищает и греет. Сын Божий, пребывая в человеческом Теле, освящал и животворил человеческий род и всю природу, оставаясь сопрестольным Отцу Своему Небесному. Вот почему мы можем обожиться через Хрис­та Спасителя, а через Таинство Крещения — стать членами Тела Христова.

Святые Отцы Церкви не размышляют о том, что было бы, если б не произошло падение Адама, но говорят, что падение Адама заставило воплотиться Спасителя и потому произошло страдание и смерть Иисуса Христа, а впоследствии Его Воскресение и Вознесение на Небо. Но о Спасителе сказано: «…что Он рожденный прежде всякой твари» (Кол. 1, 15). «Человек был создан по образу Божию, чтобы смог постигнуть и ощутить свой первообраз», — говорил святой Григорий Палама. «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобным образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями» (Рим. 8, 29).

Воплощение Сына Божия было актом любви Бога к роду человеческому, являлось волей Троичного Бога и не зависело от грехопадения человека. Мы, люди, нуждались в помощи Божией, и, чтобы нам помочь, Сын Божий воплотился, приняв на Себя человеческую плоть. Но для нас важен тот факт, что с Воплощением Сына Божия у каждого человека имеется возможность обожения и соединения с Богом.

Дорогие братья и сестры! Приближается праздник Рождества Христова. Мы готовимся к нему постом, очищением и молитвой. И поэтому будет спасительно в это время всем нам подумать о том, для чего Гос­подь воплотился. Можно было бы Богу и по-другому поступить, чтобы спас­ти человечество. Но Он выбрал такой путь и таким Таинст­вом воплощения вошел в мир сей, совершил спасение человеческого рода и обновление всей природы.

Святые Отцы много потрудились, много написали книг, сказали слов об этой истине. Мы можем ее познать, если будем внимательно думать, прислушиваться к святым Отцам, их рассуждениям и если сами будем стремиться к чистоте и святос­ти. В чем да поможет нам Господь.

Протоиерей Иоанн Монаршек